Бонсай. Стили бонсай
Бонса́й - буквально переводится как «выращенное в
подносе». Искусство выращивания точной копии настоящего дерева в
миниатюре. Слово «бонсай» происходит от китайского «пэнь-цай», возникло
это искусство в 231 году до н. э. в Китае.
Стили бонсай:
- Прямой стиль (тёккан) — в этом традиционном стиле ствол остаётся прямым, утолщаясь у корня.
- Неформальный прямой стиль (моёги) — ветки
или ствол могут быть немного искривлены, верхушка ствола всегда
находится на прямой линии, исходящей перпендикулярно земле в том месте,
где начинается корень.
- Следующая техника - сокан («сдвоенный ствол») — композиция, с наличием двух стволов, они могут образовывать одну крону и быть разными по размеру.
- Сякан — это наклонный стиль, ствол идет немного под углом.
- Кэнгай — это каскад, имитация дерева возле воды или обрыва, ствол опускается вниз.
- Хан-кэнгай — полукаскадный стиль. В стиле хан-кэнгай поднимающаяся верхушка дерева остаётся на уровне почвы плошки.
- Нэцунагари — имитирующий вид деревьев, у
которых часть ствола затоплена или засыпана землёй. Стиль в котором
ветки растения растут, напоминая отдельные деревья.
- «Стиль учёных мужей» — характеризуется прямым стволом дерева, с минимумом веток.
- Сэкидзёдзю (корень на камне) — ствол находится прямо на камне, а корни причудливо оплетают его.
- Исидзуки (растущий на камне) —
корни дерева растут в расщелинах камня, так как места для корней в
этом случае немного, этот стиль используют для иллюстрации выносливости
дерева.
- Хокидати (Стиль метлы) —
деревья с раскидистыми ветвями, ствол остаётся прямым. Ветки растут
вокруг ствола примерно на 1/3 высоты дерева, вследствие чего листья
образуют форму, похожую на шар.
- Ёсэ Уэ (группа деревьев) —
выращивают более 9 деревьев в одной композиции, количество их может
варьироваться, но почти никогда не бывает равно 4 (слово «си», «четыре»,
на японском созвучно со словом «смерть»).
- Икадабуки (многоствольный, плотообразный стиль)
— отличается тем, что имитирует дерево, упавшее в болоте, основание
имеет форму плота и образовано лежащим на земле стволом, от которого
отрастают разновеликие деревца.
Таканори Аиба (Takanori Aiba) родился в 1953
году в Японии, в городке Йокогаме. Учился в Токийском университете на
отделении традиционного текстиля и швейного дела.
Первая работа фриланс-иллюстратора лабиринтов в 1978 году, для японского журнала POPYE. В 1981году основал собственную компанию «Graphics and Designing Inc.», а позже расширил поле своей деятельности, став создателем концепции и арт-директором архитектурного пространства.
В числе его главных работ были «Yokohama Chinese Noodle Museum” (Йокогамский музей китайской лапши), “Muse Du Petit Prince De Saint Exupery A Hakone” (Муза для маленького Принца Сент-Экзюпери Хаконэ), “NINJA AKASAKA“ (Ниндзя Акасака).
С 2003 года Таканори занимается трёхмерными художественными работами, где сочетает все свои знания.
В сентябре 2010 года состоялась его первая персональная выставка “Adventures of the Eyes” в Токио.
Скульптуры Таканори Аиба напоминают сказочные деревья. Автор уверен, что именно в такой
форме его скульптурный бонсай демонстрирует неразрывную духовную связь
между миром человека и природы, между реальным и вымышленным.
Используются такие материалы как - глина, камни, эпоксидная смола, медная проволока и пластик.
Подобно суши и оригами, бонсаи, растущие в горшочках, стали модным
увлечением многих. Выращивать бонсай, ухаживать за ним и заботиться, -
настоящее искусство, сравниться с которым может разве что шедевр,
созданный японским скульптором Таканори Аиба.